Какой щебень используют при строительстве дорог?

щебень для строительства дорогДля дорожно-строительных работ используют разные типы материалов, однако все они должны отличаться устойчивостью к различным климатическим условиям, избыточным нагрузкам и быть долговечными.

От состояния дорог зависят безопасность дорожного движения, финансовые расходы на ремонт и реконструкцию полотна, долговечность сооружений. В связи с этим, важно знать марку используемых материалов. Основным материалом является щебень. Он универсален и используется для строительства дорог и транспортных магистралей повсеместно.

Виды щебня

  1. Щебень из осадочных и горных пород. К этой группе относят рыхлые и твердые материалы: известняк, доломит различной крупности: от 5-20 мм до максимальной 40-70 мм. Этот щебень используют для устройства основания дороги;
  2. Щебень из магматических и метаморфических пород: гранита, диабаза, габбро и т.д. Для работ применяют материал крупностью 5-20 мм и 20-40 мм. Его используют для устройства нижнего слоя покрытия.

В этих группах наиболее распространенными являются гранитный и известковый щебни. Именно их чаще других применяют для дорожно-строительных работ.

Гранитный щебень

Это эффективный и прочный материал, который имеет самое широкое применение в сфере различных отраслей строительства. Его используют в качестве заполнителя для бетона высоких марок, предназначенных для заливки основания мостов и других высокопрочных сооружений. В дорожном строительстве гранитный щебень используют для устройства насыпей и «подушек» для ж/д транспорта, трамвайных путей, автотрасс повышенного трафика.

Характеристики щебня:

  • Объемный вес составляет 1,37 т/м3;
  • Содержание зерен в лещадной и игловатой форме – 18-25%;
  • Марка прочности – 1400;
  • Класс износа – И1;
  • В материале может содержаться не более 3,5% зерен слабых пород.

Весь материал, предлагаемый к продаже, соответствует стандарту государственного образца 8267 – 93.

Известковый щебень

Этот материал вырабатывается из породы осадочного происхождения. Он стоек к температурным перепадам и выдерживает до 100 повторных циклов замораживания/оттаивания с сохранением своих качеств.

В дорожно-строительных работах известковых щебень применяют как материал для устройства «подушки» под асфальт, грунтовое или бетонное основание. Он менее прочен, чем гранитный, поэтому его нельзя использовать при строительстве автотрасс повышенной проходимости.

Характеристики известкового щебня:

  • Содержание зерен лещадной и игловатой формы 10-12%;
  • Содержание пылевидных и глинистых частиц – 0-0, 20% от массы;
  • Морозостойкость – F 150;
  • В материале допустимо присутствие зерен слабых пород не более 9%;
  • Насыпная плотность – 1300 кг/м3;
  • Влажность – 3-4 %;
  • Водопоглощение – 2, 5%.;
  • Пустотность – до 50,8%.

Кроме прочего, для работ используют кубовидный щебень, отличающийся высокими эксплуатационными и техническими показателями:

  1. Высокая прочность, которая позволяет использовать его на строительстве асфальто-бетонных покрытий. Применение этого щебня улучшает их прочностные качества более чем в 2-3 раза;
  2. Применение материала существенно снижает расход битума и цемента;
  3. Минимизация трудозатрат (до 70%).

Правильный выбор материала в дорожном строительстве позволит сократить расходы на материалы, повысит эффективность и долговечность готового покрытия.